Николай ЮРЛОВ (generalporuchik) wrote,
Николай ЮРЛОВ
generalporuchik

Неземное нравственное чувство

Святитель Николай Сербский о духовном подвиге русского царя

Ошибка современных историков при беспристрастном вроде бы анализе событий Первой мировой в том, что за детальный «разбор полётов» взялись убеждённые сторонники материалистического взгляда на окружающий мир. Для этого круга людей абсолютно непонятно, как могло случиться, что Российская империя пошла на авантюру, заплатив за неё не только безмерно дорогой ценой, но и собственным исчезновением с карты мира.

И если бы всё было так бездумно! Ещё накануне, весной 1914 года, прошло особое совещание под началом самого Государя. Здесь, как вспоминал в эмиграции белый генерал Павел Петров, родилось логически взвешенное решение — «всячески избегать вооружённого конфликта с центральными державами по балканским делам» («Роковые годы. 1914-1920»).

Николай Второй в драгунской форме

Даже граф Сергей Витте, которого с большей степенью уверенности можно уличить в симпатиях к международному капиталу, чем в отстаивании интересов своей страны, считал «всякую войну в двадцатом веке безумием». Что же повлияло на позицию России, когда она всё-таки ввязалась в мировую бойню? И тогда, как известно, русские полки двинулись в сражения под неизменным лозунгом «За Веру, Царя и Отечество!»

Как ни покажется странным, в этой триаде именно Родине уготовано отнюдь не первое место. По меткому замечанию современника, «понятие «Россия», не осмысленное предварительно понятием «Вера», не оплодотворённое понятием «Царь», является для русского народа чуждым, абстрактным, лишённым внутреннего содержания и смысла».

Православный Государь прекрасно знал, что придавало силу большой государственной машине. В ней, образно говоря, царскую власть можно было сравнить с ходом поршня, а духовную — с инерцией махового колеса, который обеспечивал ход всего механизма, когда сам поршень становился на «мёртвую точку» (Антон Керсновский, «История Русской армии»).

Собственно, от русского царя Вера требовала таких поступков в управлении державой, которые бы никоим образом не расходились с нормами православного самосознания. Вот где нужно искать мотивы, вот что подтолкнуло Государя в пользу неоспоримого объявления войны!

С точки зрения Православия, вступление в войну — это и огромный духовный подвиг, о котором епископ Николай Сербский, выступая перед белградской паствой 28 июля 1932 года по случаю дня святителя князя Владимира, высказался так:

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих — это слова Христа. Русский царь и русский народ, неподготовленными вступая в войну за оборону Сербии, не могли не знать, что идут на смерть. Но любовь русских к братьям своим не отступила пред опасностью и не убоялась смерти. Посмеем ли мы когда-нибудь забыть, что русский царь с детьми своими и миллионами братьев своих пошёл на смерть за правду сербского народа? Посмеем ли мы умолчать перед Небом и землёй, что наша свобода и государственность стоят России больше, чем нам?

Мораль мировой войны, неясная, сомнительная и с разных сторон оспариваемая, являет себя в русской жертве за сербов в евангельской ясности, несомненности и неоспоримости. А мотив самоотвержения, неземное нравственное чувство при жертве за другого — не есть ли это прилепление к Царствию Небесному?

Если бы царь Николай прилепился к царству земному, царству эгоистических мотивов и мелких расчётов, он бы, по всей вероятности, и сегодня сидел на своём престоле в Петрограде. Но он прилепился к Царствию Небесному, к царству небесных жертв и евангельской морали; из-за этого лишился головы и он сам, и чада его, и миллионы собратьев его. Если кто-то на свете способен и должен понять это, то сербы и могут, и обязаны это понять».

«Его Величество государь император Николай Александрович в форме 44-го Нижегородского драгунского Его Величества полка», хромолитография, 1896 год.

Рисовальщик Гуго БАКМАНСОН
Tags: Православие
Subscribe

  • Разные разности

    (1175-я запись) Пехота — «царица полей», пока эти поля не засеяны кукурузой. В спорах рождается истина, но может случиться и…

  • Различие

    (Из цикла «Мои афоризмы») Браки, которые, говорят, заключаются на небесах, должны быть только равными; если они неравные —…

  • Про руки

    (Афористическое) Мы только и делаем, что моем руки, а кто-то их, между прочим, хорошо умывает… *** Новая реальность в нашей экономике:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments