Интернет-ресурс «Фундаментальная электронная библиотека» (ФЭБ) предложил читателям дневник выдающего русского публициста и бессменного сотрудника суворинской газеты «Новое время» Михаила Меньшикова. Эти записи Михаил Осипович вёл в смутном 1918 году, в период германского наступления на Петроград и заключения большевиками позорного Брестского мира.
Мне его заметки, впервые опубликованные в России, показались очень интересными, но и отнюдь не бесспорными. Отметил резкое противоречие с его же «Письмами к русской нации», где Михаил Осипович, признанное «золотое перо» Российской империи, смело утверждал:

«Нельзя жить, отрываясь от корней прошлого, а корни у нас целы. Даже в дни величайшего из ужасов нашей истории были явлены свидетельства того бесстрашия, при котором нация не умирает».
Великая трагедия начала XX века заставила публициста по-иному взглянуть на события русской истории. В оценке освобождения крестьянства и пьяного русского бунта эти мысли Меньшикова созвучны «Дневнику писателя» Фёдора Достоевского.
26 февраля (11 марта). «Русь! Куда мчишься ты?», — спрашивал Гоголь. «Под косогор, голубчик! В пропасть!» — могла бы ответить ему Русь.
Гоголь немного не дожил до Крымской войны. «Россия скажет миру новое слово!» — проповедовали славянофилы. И она сказала... Многие славянофилы могли ещё его слышать...
На великий акт освобождения от крепостной неволи народ — свободный народ! — ответил:
1) быстрым развитием пьянства,
2) быстрым развитием преступности (поджоги, потравы, деревенская поножовщина),
3) быстрым развитием разврата,
4) быстрым развитием безбожия и охлаждением к церкви,
5) бегством из деревни в города, прельщавшие не недоступным знанием, а доступными притонами и кабаками,
6) быстрою потерей всех дисциплин — государственной, семейной, нравственно-религиозной и превращением в нигилиста.
«Новое слово», сказанное Россией миру, оказалось отрицанием всех хороших слов, сказанных когда-то человечеством, отрицанием Бога-слова.
Сначала новое слово было сказано свободнейшим классом России, дворянами-нигилистами, интеллигенцией русской, и затем тысячеголосым эхом было поддержано простонародьем.
Вот куда рванулся освобождённый сын Божий, народ!
Михаил МЕНЬШИКОВ, из «Дневника 1918 года»
Екатеринбургский художник Александр ВЫГАЛОВ, Кому на Руси жить хорошо, 2011 год
Дневник читать ЗДЕСЬ