Николай ЮРЛОВ (generalporuchik) wrote,
Николай ЮРЛОВ
generalporuchik

Category:

"Наши деды - славные победы!"



«Песни и гимны русского воина» вернулись на Родину
 

Руководитель Шереметевского мужского камерного хора Валерий Рязанов, вручая эту запись перед отъездом в Санкт-Петербург, настоятельно советовал прокручивать её всякий раз, чтобы не иссякал у слушателя боевой дух.

С обычной аудиокассеты звучит бесхитростная, на первый взгляд, песня «Учил Суворов», поражая простотой ритмики и энергичностью исполнения:

Суворов, братцы, пример для нас:
Он не терялся в тяжёлый час...
За честь Отчизны я постою.
В ученье — трудно, легко — в бою.

Хочешь того или нет, а музыка заставит сделать чеканный шаг. Между прочим, и герой этой песни, создавая «Науку побеждать», очень хорошо понимал, какую силу таит в себе военный марш.

— Музыка удваивает, утраивает армию, — говорил непобедимый генералиссимус. — С распущенными знамёнами и громогласной музыкой взял я Измаил…

Создавая уникальную программу, вобравшую в себя три века ратных песен, подвижник русской культуры Валерий Рязанов в условиях современности вновь решил проверить те возможности, на которые способен главный жанр ратной музыки — строевой, или церемониальный марш.

В ней разворачивается целая панорама военной истории, и люди обращаются к своим истокам, времени величия и славы России: боевым походам Петра, «золотому» веку Екатерины. Происходит действительно чудо: человек воодушевляется посредством исцеляющей песни.

Как рождался уникальный для хоровых коллективов нашей страны проект? «Помог не случай, а Промысел Божий», — убежден Валерий Рязанов. В конце восьмидесятых годов он, выпускник Новосибирской консерватории, преподавал в институте искусств и одновременно был регентом церковного хора в Покровском кафедральном соборе. Много интересовался историей Отечества, так что действительно не случайно ему в руки попал каким-то образом уцелевший эмигрантский сборник «Песни и гимны русского воина». Ничего «случайного» не бывает.

Изумлению художественного руководителя не было предела: здесь содержались тексты и ноты музыкальных произведений — настольная книга для полковых песенников. Были такие должности в старой русской армии, и редкие голоса, умение затянуть в походе бравую песню особенно ценились в строю. Более того, в каждом полку существовал свой собственный музыкальный гимн — как правило, по-настоящему оригинальное произведение, и лучше всего это отразил Пётр Краснов («От Двуглавого Орла к красному знамени»).

Иная Россия бесповоротно отвергала традиции и создавала свою маршевую музыку, зачастую отбрасывая лишь «социально чуждые» слова у многих «белогвардейских» песен. А там, за тридевять земель от Родины, нашлись патриоты, которые сумели сберечь вокальное наследие прошлого.

«С нами Бог», «Марш Петра Великого», «Славим Платова-героя», «Мы — бывалые кадеты», «Встань за веру, Русская земля!» — этих сочинений вполне набиралось на полномасштабную концертную программу. Точно само Провидение обращалось к Рязанову с просьбой: спаси и сохрани.

По репертуару, мастерству исполнения и степени эмоционального воздействия Шереметевскому мужскому камерному хору просто нет равных. Профессионалы прикоснулись к живительному роднику нашей истории и стараются сделать все, чтобы из него черпал силы народ, который во все времена нуждается в духовной чистоте. 

Художник Карл ШТЕЙБЕН, "Портрет А.В. Суворова"

</lj-сut>
Tags: Русская история
Subscribe

  • Две столицы

    (Военно-историческое) Хорошо это или плохо, когда у государства две столицы: морская северная, построенная царём-западником на краю земли…

  • Удерживающий

    (Юбилейное) В истории России всё-таки был правитель, который не ввязался ни в одну войну, не выскребал последнее по амбарам и сусекам, облагая…

  • Бредень

    (Сличая прошлое с настоящим) Господа нигилисты, сотрясатели устоев, так обожествляли народ, что, чувствуя свою вину перед ним, оказали ему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments