Разбирал свой архив и натолкнулся на довольно любопытный эпизод в биографии инженера путей сообщения Артура Бонди. В конце позапрошлого столетия этот польский господин, уроженец города Гомеля, после учёбы в Санкт-Петербурге трудился на постройке Великого Сибирского пути.
На возведении металлического моста через реку Кан он возглавлял работы и зарекомендовал себя как профессионал высокого класса, почему и являлся контрагентом казны. Правда, с расценками иногда темнил, завышая одним и занижая другим, но это «рабочие моменты».

Мост через реку Кан — довольно крупное сооружение на Средне-Сибирской железной дороге, с момента постройки в 1896 году этот металлический красавец исправно служил людям, спасибо скажем Бонди и первостроителям Транссиба. В дальнейшем Артура Леопольдовича пригласят на возведение «золотой пряжки» магистрали века — Кругобайкальской железной дороги, прокладка которой была сопряжена с ещё большими трудностями в силу очень сложного рельефа.
В бытовом плане удача инженеру здесь явно не сопутствовала, о чём красноречиво поведал читателю дотошный хроникёр «Иркутских губернских ведомостей» в номере 10 декабря 1905 года:
«7 декабря на углу Медведниковской и Толкучей, в доме Файнберга, крестьянин из ссыльных Енисейской губернии Хаджи-Мурат-Абдул-Али-оглы из мести выстрелил в инженера Артура Леопольдовича Бонди. Но пуля попала в книгу, которую нёс инженер, и застряла в ней. Тогда Хаджи-Мурат выхватил кинжал и ударил инженера в руку и правый бок».
Вот и утверждай при этом, что литературное произведение — плод фантазии автора: многие современники упрекали техника Томского округа путей сообщения Вячеслава Шишкова, ставшего вскоре маститым писателем, в нереалистичном изображении действительности. А ведь какая правда в романе «Угрюм-река»! Колоритный персонаж, каторжанин Ибрагим-оглы, в реалиях разгуливал по улицам сибирских городов, будучи действительно социально опасным элементом.
Хорошо, что инженер Бонди тянулся к источнику знания, объёмная книга его и спасла от неминуемой гибели, позволив в срок завершить заказ. Нам тоже урок: не слушайте Пьера Байяра («Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали»).
Читайте, ходите в обнимку с толстой книгой — не так, дак эдак, и впрямь когда-нибудь пригодится!