Случайно заглянул в справочник и обомлел: Новосибирск уже третий город в России! Мало кому известный заштатный железнодорожный посёлок Новониколаевск, ведущий свой отсчёт с 1893 года, со строительства Великого Сибирского пути, по числу жителей обошёл и Нижний Новгород, и Екатеринбург.
Сейчас в Новосибирске — свыше полутора миллионов. Смею утверждать, нет больше таких прецедентов в нынешней России!
Этому чуду мегаполис обязан не только Транссибирской магистрали. Демографический всплеск в нём вызвала, как это ни покажется странным, и Великая Отечественная война. Именно тогда на берега Оби было эвакуировано почти 130 тысяч жителей блокадного Ленинграда с его предприятиями и учреждениями культуры, и Новосибирск, говорят, стал на четверть городом на Неве. Был и ещё один толчок — академический десант в Сибирь в 1957 году, и, как знать, не последует ли на убогой экономической ниве страны новый «стимулятор роста»?

Вот такие мысли возникли у меня после прочтения изумительного романа Михаила Щукина «Конокрад и гимназистка» времён имперского периода в жизни Новониколаевска. Да и сама матёрая проза, которая постоянно держит в напряжении читателя в лучших традициях авантюрного романа, не есть ли ещё одно сибирское чудо, но уже в литературной жизни?
Кажется, что вот-вот сойдёт со страниц романа местная провидица Зелёная Варвара и скажет: «Переноса столицы в Сибирь ждёте? Будет по сему!»
На фото — памятник императору Александру Третьему в Новосибирске