Николай ЮРЛОВ (generalporuchik) wrote,
Николай ЮРЛОВ
generalporuchik

«Птица-тройка» с новым ездоком

А вы слезайте, Павел Иванович!

Художник-монументалист Александр Дейнека был настоящим культуристом социалистического реализма и очень ценил натруженные мускулы даже у дам, а ещё любил писателя Гоголя.

Антикварные книги великого мастера имелись у него, обласканного властью, в качестве особых реликтов личной библиотеки, и к 100-летию со дня смерти классика (1952) Дейнека решил: не создать ли по такому случаю настоящее монументальное полотно с эпохальным названием «Птица-тройка»?

Но любить и понимать Гоголя — две большие разницы. Даже современники «Мёртвых душ» не могли прийти к общему знаменателю — чего же в этой поэме больше: пародии на Россию или же стремления автора заглянуть в её отдалённое будущее, где отнюдь не всё так гладко, как может показаться с подачи школьного учителя литературы? Вспомним хотя бы Василия Розанова, который после 17-го года всё же признал, что «не клевета у Гоголя на Россию, а проникновение в последнюю правду о ней». Или Николая Бердяева, считавшего, что в революцию ожили и пустились разгуливать по России гоголевские персонажи.



Художник Дейнека в классовом отношении был, разумеется, хорошо подкован и потому посчитал, что в бричке сидит совсем не тот герой. Разве можно его изображать после бесчисленной галереи просветлённых личностей строителей коммунизма?

— Слезайте, Павел Иванович, приехали: в новой жизни вам не место, — сказал Чичикову Дейнека и посадил в бричку самого Гоголя.

Кучер Селифан, частенько бывавший под «мухой» и больше размышлявший о бренности бытия, нежели о трудном пути-дороге, всё-таки остался на живописных козлах. Но получился таким же просветлённым, как и господин сочинитель, который на картине бодренько вглядывается вдаль. А зеваки, созерцатели жизни, так сказать, — на него…

... Я смотрю на это полотно, сопоставимое по масштабу и патетике с «Левым маршем» Дейнеки, и думаю: не с этих ли самых пор начала гулять по России-матушке страстишка художников разного ранга столь фривольно обращаться с бесценным наследием классиков?

Новые модернисты-авангардисты спят и видят: кого бы ещё из литературных персонажей высадить из дилижанса прямо в «расхлябанные колеи», вековую грязь наших дорог?

Tags: Русская литература
Subscribe

  • Он един и неделим...

    (Из цикла «Толковые записки») В ближайшей перспективе, как мне представляется, медицинская сестра станет вновь сестрой милосердия, и…

  • Даёшь иммунитет!

    (Думы самоизолянта) До тех пор, пока не появится вакцина от вируса, всякие меры карантинного характера, а тем более убойной силы…

  • «Нынче вам не прежнее»!

    (Мысли в пандемию) Люди, рождённые в Советском Союзе, лишь умозрительно представляли, что происходит там, за «железным занавесом».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments