Николай ЮРЛОВ (generalporuchik) wrote,
Николай ЮРЛОВ
generalporuchik

Тайная экспедиция Колчака



Золото пускается в пляс

Одним из финальных эпизодов Гражданской войны на Восточном фронте стали события, которые разворачивались вокруг золотого запаса Российской империи, вывезенного белыми из Казани. Для безопасности часть «золота Колчака» предполагалось отправить грузовым транспортом в Иркутск по водному пути — через Обь-Енисейкий канал. Но обстоятельства сложились так, что белым пришлось навсегда схоронить драгоценный груз в одном из языческих курганов, взорвав шлюз и затопив сокровища. Этому эпизоду, по одной из версий всё-таки имевшему место, посвящена музыкально-историческая драма «ЗОЛОТО КОЛЧАКА».
В канун 90-летия Сибирского ледяного похода (1920) автор проекта Евгений ПАЩЕНКО попросил меня сделать режиссёрскую экспликацию для последующей театральной постановки, что я и сделал.

Действие первое. «ПОТОМКИ ВОСПОЮТ И РАСТОПЧУТ НАС»

Картина 1-я
Именно на неё ложится очень большая смысловая и композиционная нагрузка. Появляется старец — он же бывший белогвардейский поручик Николай Громов. Его слепота в некотором роде знаковая: потеря идеалов, неприятие новой власти и стремление уйти от грешной действительности, не видя и не признавая ничего мирского. Собственно, он абсолютно готов для того, чтобы окунуться с головой в старообрядчество и ждать конца света.

Слепец Громов олицетворяет собой Белое движение, где монархисты составляли незначительную долю, а в большинстве своём это были поборники «либерализма и демократии», весьма далекие от нужд и чаяний простого народа. Того народа, который предпочел всё-таки новые идеалы большевиков, но с этим фактом и белые вожди, и простые их исполнители, к каким и относится, безусловно, старец-поручик, никак не захотели считаться.

В принципе, и церковный раскол, и реформы, предпринятые Никоном, — предтеча разделения русского народа на два лагеря, начало большой Гражданской войны, которая растянется по времени на три с лишним столетия.
Вместе с тем Громов – единственный свидетель, посвящённый в тайну золота Колчака, некая «собака на сене», которая и сама не ам, и другим не дам. У этого героя не наблюдается эволюции, он так и не приходит к пониманию того, что же случилось с Россией, лично с ним и его товарищами по несчастью. Слепота здесь, следовательно, не только физическая. Сам персонаж — абсолютно трагический, «сожжённый пламенем костра эпохи». Как звучит в песне Солдат, «потомки воспоют и растопчут нас».

Картина 2-я
Здесь появляется центральный персонаж драмы — капитан Глеб Богатин. Это лицо вымышленное, но имеющее реальные корни. Один из генералов Колчака — командующий Сибирской армией Анатолий Пепеляев — даже по возрасту (27 лет) соотносим с командиром тайного отряда, получившего личное поручение Адмирала — водным путем, войдя в Обь-Енисейский канал, подняться вверх по Ангаре, доставив золотой запас в Иркутск. Глеб тоже лихой вояка, прошедший горнило Германской войны. И не менее «антуражный» с точки зрения популярности в офицерской и солдатской среде.

Человек чести и долга, Глеб Богатин становится заложником обстоятельств, которые обрекают Белую армию на погибель и Великий исход из России. Как и у генерала Пепеляева, у него есть брат Фрол, перешедший на сторону красных. Вовсе не потому, что «ваша взяла»: Фрол действует из личных побуждений, выбирая из двух зол меньшее. Он более прозорлив, возможно, практичнее своего старшего брата, хотя в страсти оба не знают края и могут броситься в любовный омут решительно и бесповоротно. И всё-таки, понимая, что жизнь не состоит из удовольствий, Глеб Богатин нравственно сильнее Фрола, который вырывает поцелуи и объятия у Юлии и зарабатывает пощечину брата.

Для младшего Богатина в этом смысле, кажется, не существует барьеров, что уж говорить о поручике Вербицком, появляющемся во второй картине? Этот персонаж — полный идолопоклонник того самого Золота, лихо отплясывающего на сцене, торжествующего свою победу. Разумеется, Вербицкий сын своего времени, ведь именно Золото и в «проклятое царское прошлое», и в годы революционной смуты ведало, что творит: кровь и несчастья всегда в полном объёме там, где присутствует этот «телец». Любопытно, что золотой эшелон, секретно отправленный атаманом Семеновым в Маньчжурию по Китайко-Восточной железной дороге, стал объектом охоты каппелевцев — самых верных на Восточном фронте офицерских частей. Свои стреляли по своим! Каждая сцена с участием персонажа Золото, следовательно, должна быть тщательно отработана, чтобы зритель ощутил силу и власть обобщающего образа.

Поручик Вербицкий — офицер контрразведки, и этим всё сказано. Потомок польских шляхтичей умеет выбивать показания, равно как и знает цену Золоту. Этот персонаж — наглядный пример того, как может деградировать либеральный интеллигент, лишённый веры в своё Отечество.
Все трое — Глеб, Фрол, Вербицкий — влюблены в Юлию. Предлагают ей руку и сердце, но чувство долга окажется сильнее только у Глеба. Это настоящий русский офицер в его классическом понимании. Приказ он выполнит до конца, чего бы это ни стоило, любой ценой.
Видимо, рефлексия и не должна быть свойственна человеку, который приказывает идти на смерть своим подчиненным. Уступивший в соперничестве Фрол, разумеется, где-то мягче. Никто в драме не уходит из жизни по его воле, тогда как на совести Глеба убийство своих же товарищей по оружию.

Вину якобы берет на себя Адмирал, но, думается, капитану Богатину от этого не легче. Убедительно смятение Глеба, ведь капитан мог бы отправить свою жену в Иркутск поездом, поскольку только он и Адмирал знали об истинных целях экспедиции по Обь-Енисейскому каналу. Этого не происходит, и Глеб должен морально казнить себя хотя бы в плену, зная о том критическом положении, в котором оказалась Юлия.

Картина 4-я
Супруга командира отряда начинает понимать, какая участь ждёт «золотую» экспедицию. Чутьё подсказывает ей, что трагический финал близок. Сестра милосердия Юлия Богатина мысленно прощается с жизнью уже в этой сцене: «В белый саван нас скоро оденет метель». Эта фраза в её устах должна звучать многозначительно.

Глебу не удаётся успокоить жену, хотя он и пытается это сделать, говоря про «глаз лучезарные вспышки», вызывая у неё воспоминания о минувшей юности. Большая смысловая нагрузка должна ложиться на романс «Белой акации гроздья душистые» — музыкальный шедевр не зря был любимой песней белогвардейцев, как ностальгическая утрата старой жизни. Бывшая гимназистка, представительница ушедшей в небытие

России всё-таки не желает мириться с утратой прежних идеалов, она сопротивляется в меру своих сил.
Лёгкий флирт не её стезя, хотя он и мог бы вполне присутствовать в поступках и действиях молодой и красивой женщины. И это опять-таки не было бы большим прегрешением. Многие представительницы прекрасного пола жили в старой России именно в таком измерении. Но «маленький роман» при живом и любимом муже вовсе не её удел.

Картина 6-я
Очень важный персонаж — старый служака Митрич. Он прикидывается этаким мужичком «себе на уме», входит в доверие к Вербицкому и узнаёт его коварные планы. Затем сообщает об этом капитану Богатину. Чем же он расплачивается за свою верность? Собственной гибелью! Это тоже должно быть пищей для размышления капитана Богатина. Другой вопрос, что этого почему-то не происходит.

А они непременно обязаны быть, эти раскаяния, иначе капитан так и останется в восприятии зрителя неким «винтиком» большого «колеса» Белой армии, которое к тому времени только и делало, что давало сбой, перемалывая самые разные судьбы. Коррупции в конце 1919 года, на закате Белого движения, было предостаточно, на радость всемогущему Золоту.

Солдат внимательно слушает пение сообщников Вербицкого, и очень характерен в этой сцене речитатив: «Дураков на Руси больше нет!» Кажется, только теперь Митрич начинает понимать, в какую пропасть падает контрразведка. Возникают мысли и о том, а не провокация ли это со стороны её представителя?

Картина 7-я
Тайник найден — это древнее тунгусское захоронение, и капитан Богатин с поручиком Громовым несказанно рады. В их представлениях, «отсюда начнётся страны возрожденье». Думает ли в этот момент командир экспедиции, что всех людей ему придётся отправить к праотцам? Вызывает сомнение, что «после всех безобразных и диких крамол сердце нашей державы колокольно забьётся». Так кто же на самом деле Богатин? Безумный романтик, поэт, безоговорочно выбирающий «трудный путь»? Или просто исполнитель страшного приказа, отчего, собственно, пострадают люди, жена, он сам? Драма должна ставить этот краеугольный вопрос.

Что вызывает уважение? Кардинально изменилась ситуация в стране, Государя вместе с семьей уже расстреляли в Екатеринбурге, а какой-то капитан, в отличие, скажем, от Верховного правителя, уповающего на Учредительное собрание, говорит не самые популярные в белогвардейской среде слова: «И взойдёт Государь наш опять на престол».
Но уверенность эту подрывает всесильный персонаж драмы — танцующее Золото. Оно ликует, ибо знает: всё получится с точностью до наоборот…

Картина 8-я
Ретроспективная сцена — важная в плане отображения настроений, которые в начале XX века бытовали в народе: «Хватит вам, господа, жировать!» Не тогда ли Фрол задумался, что «поделиться с народом пора»? Это — если в прямом смысле, а в переносном — речь, видимо, всё же зашла об искуплении грехов перед простыми людьми и о возможности служения им. Так и поступит Фрол Богатин в 1917-м, став у красных военным специалистом (военспецом), подписав себе тем самым смертный приговор.

Картина 9-я
Очень большую нагрузку несет песня, которую написал Глеб Богатин: «Прильну к земле — даст силы мне земля». Это новое понимание смысла жизни, к которому пришёл герой драмы: «Терпенья даст земля: любить такой, как есть, мою Россию». Так может говорить человек, который из эмиграции будет тянуться на Родину и осуществит своё желание любой ценой. Даже если по ту сторону кордона его ждёт неизбежная участь — расстрел.

Картина 10-я
Появляется Колчак, но что его взволновало в трагические для Белой армии минуты? Стихи Глеба Богатина. Между прочим, очень характерная деталь. Гибнет и рушится буквально всё, однако Адмирал витает где-то в заоблачных высях. Так, в общем-то, и было: романтик, герой Русского Севера, влюбившийся под занавес жизни в Прекрасную даму, он плохо разбирался в людях, назначая на должности всё новых и новых бездарей. Романс «Гори-гори, моя звезда!» только подчёркивает это главное противоречие Верховного правителя.

Картина 14-я
Солдат Петров, на фамилии которого «вся Россия держится», — ещё один любопытный герой. Нижний чин оказывается благороднее «их благородия» — поручика Вербицкого. Ультиматум контрразведчика Петров не принимает и погибает, заколотый штыками сообщников Вербицкого. Триумфальный танец персонажа Золото: всё идет в точности с задуманным!

Действие второе. «МЫ СБЕРЕГЛИ НАШУ ГОРДОСТЬ И ЧЕСТЬ»

Картина 15-я
Кульминация музыкальной драмы — песня «Колокольный звон», которую поют Глеб и Юлия. Муж намеревается укрыть жену в тунгусском склепе, поручая ей выполнить секретное задание «золотой» экспедиции: в случае чрезвычайных обстоятельств и гибели Богатина добраться до Иркутска и доложить о тайнике Адмиралу.

Картина 16-я
Рефрен: «Опротивела Гражданская война» — чрезвычайно важный для понимания настроений, бытовавших в народной среде. Золото, посеявшее анархию и неповиновение нижних чинов, празднует ещё одну победу. Теперь оно правит бал и ведёт за собой смазливых барышень, на услуги которых может претендовать каждый из владельцев жёлтеньких слитков, при условии, если, конечно, сумеет благополучно удрать «за бугор». Как выясняется, в 1919 году это не было особой проблемой.

Картина 17-я
Процесс минирования блиндажа, где находятся участники экспедиции, под угрозой срыва. На помощь Богатину вновь является его старый однополчанин — поручик Громов. В этом эпизоде — центральная метаморфоза драмы: от взрыва слепнет Громов. Рушится шлюз, и вода устремляется в тайник, где спрятана Юлия.
Внезапное ослепление поручика — концентрация внимания зрителя. Отсюда становится понятным происхождение старца с посохом, ведомого мальчиком в изначальной сцене первого действия.

Картина 18-я
Первая Лебединая песня верности, исполняемая Юлией. К сожалению, ничего нельзя изменить, и последнее, что произносит Юлия: просит спасения у любви. «Всё покроется любовью», — на этой библейской ноте зритель прощается с одним из главных героев, вокруг которого крутится сюжетный клубок. Теперь место Юлии занимает другое действующее лицо — комиссар Роза.

Картина 20-я
Комиссар Роза — предмет новой любви Фрола Богатина, который служит в Красной Армии военным специалистом. Местечковая дамочка в кожанке — персонаж в значительной степени трагический, но не однобокий, а тем более — карикатурный, что особенно характерно для ряда современных произведений о Гражданской войне. Многие унижения Роза претерпела от своего же соплеменника, но она всё-таки остаётся дочерью своего народа и готова мстить «дворянам, офицерам и казакам» за пресловутую черту оседлости, за погромы и гонения на евреев.

Любит ли она Фрола — это, видимо, риторический вопрос, на который настоящая драма не дает ответа. Скорее всего, комиссар Роза боготворит только один предмет — Революцию, эта страсть сжигает её, уничтожая все лучшие человеческие чувства. Именно поэтому она не дрогнет, когда речь зайдёт о судьбе Фрола. Теперь, как выясняется, он для неё — классовый враг. Позиция более чем мужественная, но никак не для женщины с нормальной психикой, не имеющей отклонений. Красная Юдифь на подносе приносит в жертву не менее жестокой Революции голову своего любовника. И каких-либо колебаний у героини не происходит! Мысленно она готова вырезать погоны на голых плечах пленных офицеров — такое, к несчастью, в Гражданскую войну было.

Картина 22-я
Роза узнаёт, что военспец Фрол Богатин «шельма», он «тоже офицер и тоже нас порол». Именно поэтому у неё без сомнений рождается решение: расстрелять братьев Богатиных без суда и следствия, именем Революции, по законам «бунташного» времени.

Картина 25-я
Братья Богатины «подводят итог своей фамилии» и умирают, делая это достойно, как и подобает русским офицерам. Революция так и не смогла развести их по разные стороны баррикад, и это принципиально важно. Ведь разрушение родовых, семейных связей она ставила своей главной задачей, чтобы полностью сломать старое государство. Что-то Ей удалось, а что-то и нет, родная кровь оказалась сильнее, чем идея «нового, светлого будущего». «Мы сберегли нашу гордость и честь», — говорят перед смертью приговорённые, и это не пустые слова.

Финальная сцена
Глеб, Юлия и Фрол появляются перед зрителем, чтобы объяснить теперь уже не тайну «золота Колчака», а открывшуюся им истину: «Знаем золото мы подороже».
Герои мюзикла приносят нашим современникам своё покаяние и просят, чтобы грядущие полонения их не судили. Возможно, открывшаяся им Истина будет взята на вооружение грядущими поколениями.

На снимке: заброшенный памятник минувшего времени — Обь-Енисейский канал
Tags: Сибирь
Subscribe

  • Он един и неделим...

    (Из цикла «Толковые записки») В ближайшей перспективе, как мне представляется, медицинская сестра станет вновь сестрой милосердия, и…

  • Даёшь иммунитет!

    (Думы самоизолянта) До тех пор, пока не появится вакцина от вируса, всякие меры карантинного характера, а тем более убойной силы…

  • «Нынче вам не прежнее»!

    (Мысли в пандемию) Люди, рождённые в Советском Союзе, лишь умозрительно представляли, что происходит там, за «железным занавесом».…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments