Николай ЮРЛОВ (generalporuchik) wrote,
Николай ЮРЛОВ
generalporuchik

"Первый припадок русской беспочвенности"

Странник с посохом и боярыня-гордячка

Василий Суриков "Боярыня Морозова"

У нас суриковские дни, и в этом есть определённая польза. Мой приятель, который читает лекции по краеведению в одном из престижных вузов, недавно был поражён, когда на семинарском занятии студент, далеко не двоечник, по-своему «переименовал» известнейшую картину «Боярыня Морозова», назвав её «Женщина в санях». Памяти, как у компьютера, у современного Недоросля, видимо, просто не хватило.

После такой вольной интерпретации мне захотелось взглянуть на репродукцию ещё раз. Гневный, испепеляющий взгляд женщины-гордячки, никаких компромиссов, свойственных слабой половине, готовность идти до конца…

Собственно, есть любопытная версия, отчего у героической боярыни всё именно так трагически и случилось. Оказывается, после смерти старого, перезревшего мужа молодая вдова, в девичестве Феодосия Соковнина, влюбилась в самого патриарха Никона, но была им отвергнута.

Неистовый протопоп Аввакум, настоятельно рекомендовавший боярыне усмирять свою плоть, появился уже не как утешитель, а как союзник в борьбе с ненавистным реформатором православной церкви. Сейчас такие подробности свободно выкладываются в Интернете.

Но в том, что всё это было близко к реальному положению дел, мне думается, не сомневался и сам живописец, который отступил от исторической правды, изобразив Феодосию Прокопьевну, к тому времени уже монашенку, в дорогом боярском одеянии. Фактически ничего этого из облачения у раскольницы по дороге в Чудов монастырь, куда затворницу и везут на пресловутых санях, не могло быть. Существовали лишь власяница и вериги — оковы, носимые на голом теле (на картине они оказались прямо на одежде). И если художник отошёл от точности в изображении кандального быта, значит, сделал это сознательно, чтобы подчеркнуть собственное видение проблемы, в том числе и свой взгляд на церковный раскол.

Как писал известный богослов Георгий Флоровский, «раскол есть первый припадок русской беспочвенности, отрыв от соборности, исход из истории».

Для Сурикова экс-боярыня — некий собирательный образ, наглядно демонстрирующий, к чему может привести гордыня. И образ далеко не центральный, как уверяли искусствоведы на протяжении многих десятилетий (картина впервые появилась на выставке передвижников в 1887 году, нынче у мирового шедевра юбилей — 125 лет).

Главный персонаж картины — это Странник, который, может быть, и не столь заметен в правом углу полотна. Но именно он близок Сурикову, более того, Василий Иванович даже и писал его с самого себя, что тоже о чём-то говорит.
Странник с посохом — это некий народный пророк, выбравший христианское смирение как единственную связь с Богом, а не с ущемлённой гордыней — страшным грехом, что предпочла для себя боярыня Морозова.

Такое необычное прочтение великого Сурикова в своё время предложила ведущий научный сотрудник Третьяковки Марина Петрова. Её статья «Высшая правда Василия Сурикова» была опубликована в журнале «Москва» (2008, № 10) и ещё тогда поразила меня своей глубиной.

— Одевая ярую защитницу старой веры в богатое облачение, — заявила искусствовед, — художник подчёркнуто акцентирует социальный статус опальной боярыни. И уже одним этим лишает её образ героического ореола. Утратив его, сподвижница Аввакума тем самым выводится художником из сонма подлинных страстотерпцев. А это означает лишь одно: Суриков отказывает ей в мученическом венце, поскольку, отринув смирение, не за истинную веру пострадала она, но пала жертвой собственной гордыни.

Tags: Православие
Subscribe

  • Свидетель

    (Это моя 1125-я запись) Вознесение Господне — это второе главное чудо, но чудо видимое и, может быть, даже более значимое, чем Воскресение,…

  • И всё-таки служба!

    (Фотографическое) Если прихожане в храм не пришли, служить надо ангелам. (Из святых отцов) Со светлой Пасхой Христовой! Христос Воскресе!

  • Ошибка Фета

    (Что поэт напутал с ключами?) Пётр и Павел — вот примеры! / Пётр, как камень, нетягуч, / Неподатлив на химеры, / Бережёт свой символ веры,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments

  • Свидетель

    (Это моя 1125-я запись) Вознесение Господне — это второе главное чудо, но чудо видимое и, может быть, даже более значимое, чем Воскресение,…

  • И всё-таки служба!

    (Фотографическое) Если прихожане в храм не пришли, служить надо ангелам. (Из святых отцов) Со светлой Пасхой Христовой! Христос Воскресе!

  • Ошибка Фета

    (Что поэт напутал с ключами?) Пётр и Павел — вот примеры! / Пётр, как камень, нетягуч, / Неподатлив на химеры, / Бережёт свой символ веры,…