Николай ЮРЛОВ (generalporuchik) wrote,
Николай ЮРЛОВ
generalporuchik

Category:

Невероятные приключения итальянцев в Сибири

Легион мастеровых из Европы облицовывал Великий рельсовый путь

Транссибирская магистраль была, бесспорно, самым крупным русским проектом, лишь в исключительных случаях подряды по строительству искусственных сооружений получали иностранные подданные.

На возведении металлического моста через реку Кан работы возглавлял инженер Артур Бонди — итальянец, который в России зарекомендовал себя как профессионал высокого класса, почему и являлся контрагентом казны. Правда, с расценками иногда темнил, завышая одним и занижая другим, но это, так сказать, «рабочие моменты».



Цхы-цхы, зарежу!

Мост через Кан — довольно крупное сооружение, с момента постройки в 1896 году этот металлический красавец исправно служил людям, спасибо скажем итальянцу и русским людям. В дальнейшем Артура Леопольдовича пригласят даже на строительство «золотой пряжки» Великого Сибирского пути — Кругобайкальской железной дороги, прокладка которой была сопряжена с ещё большими техническими трудностями.

Удача инженеру здесь явно не сопутствовала, о чём красноречиво поведал читателю хроникёр «Иркутских губернских ведомостей» в номере газете за 10 декабря 1905 года:

«7 декабря на углу Медведниковской и Толкучей, в доме Файнберга, крестьянин из ссыльных Енисейской губернии Хаджи-Мурат-Абдул-Али-оглы из мести выстрелил в инженера Артура Леопольдовича Бонди. Но пуля попала в книгу, которую нёс инженер, и застряла в ней. Тогда Хаджи-Мурат выхватил кинжал и ударил инженера в руку и правый бок».

Вот и утверждай при этом, что литературное произведение — плод фантазии автора: многие современники упрекали техника Томского округа путей сообщения и будущего писателя Вячеслава Шишкова в нереалистичном изображении действительности. А ведь какая правда в романе «Угрюм-река»! Колоритный персонаж, каторжанин Ибрагим-оглы, в реалиях разгуливал по улицам сибирских городов, будучи действительно социально опасным элементом. Хорошо, что инженер Бонди тянулся к источнику знания, книга его и спасла от неминуемой гибели, позволив в срок завершить заказ, а так — худое бы приключилось.

Одежды из габбро

От строителей мостов, тоннелей, водопропускных труб, водонапорных башен и станционных сооружений требовалось создать настоящее произведение искусства. Вот почему творения мастеров, писал современник, «столь разнообразные, сложные, всегда изящные, не могли не изумить сибиряка, привыкшего к одному типу искусственного сооружения: деревянному мосту на сваях. В этом изумлении крылся и страх: поступательный рост населения, который вызовет проведение железной дороги, несомненно, должен изменить жизнь, возможно, придётся отказаться от любимых привычек, и абориген с замиранием сердца ждёт наступления нового времени, признаки которого уже чувствуются».

Мост из двух ферм через реку Большой Кемчуг с ездой понизу, который обошёлся казне почти в девяносто тысяч рублей, где один только вес перил доходил до ста пудов, возводил инженер-механик Евгений Кнорре, а каменные опоры построены под руководством инженера Иеронима Табурно, ещё одного итальянца и разносторонне одарённого человека. Он был не только «каменных дел мастером»: прекрасно писал статьи, выступал во многих петербургских изданиях и даже побывал на баталиях русско-японской. Его книга «Правда о войне» выдержала несколько изданий и шла среди читающей публики Российской империи буквально нарасхват.

Неугомонный характер вполне обрусевшего итальянца хорошо знали в столице, Иероним Павлович не сидел на месте, рвался в Сибирь, где действительно разглядел огромные возможности для творческого поиска. Богатейший материал под отделку искусственных сооружений лежал буквально под ногами. Возле деревни Успенка Мариинского округа при осмотре окрестностей были обнаружены запасы породы камня, определённого как «оливиновое габбро». Гранит серого цвета с вкраплением рудных материалов становился отличным материалом для облицовки береговых устоев и речных быков. Тёска камня получалась особенно качественной, чистой.

Карьеры с гранитом разрабатывались и на Малом Кемчуге, и в шести верстах от станции Енисей, и близ Канска-Енисейского.
Хорошо высказался по поводу природных кладовых России отечественный мэтр мостостроения, автор проекта железнодорожного моста через Енисей Лавр Проскуряков, этот «заместитель Бога по мостам»:

— Страна, имеющая прекрасный строительный материал, всегда будет передовой страной, а прекрасный материал будет всегда, когда мы будем его хорошо знать и изучать…

Женились на сибирячках и укоренялись

Профессор тем самым уже обозначал проблему, которая действительно возникла с постройкой Транссиба: как всегда, она была кадровая. В глухих уголках огромного государства просто не находилось такого количества каменотёсов, каменщиков, резчиков, взрывников, проходчиков. За помощью обратились, естественно, к иностранцам. Непонятно только, почему с таким небрежением отнеслись к собственным умельцам, которых на том же Урале хватало, и уж там-то знали цену камню, а также способы его добычи и обработки.

Но приехали на Транссиб не свои мастеровые, а итальянцы. Их отряд, по некоторым данным, был довольно многочисленным — до тысячи человек. Многие из них в Сибири становились людьми состоятельными, поскольку получали за труд несопоставимо большую с русскими рабочими плату, женились на сибирячках и окончательно укоренялись.

Под Канском трудились люди Доменико Индри, специалисты по камню, набранные в предгорных селениях Альп. Джорджио Редольфи заслужил добрых слов своей работой в Красноярске, приступив к облицовке каменных опор железнодорожного моста через Енисей.

Он впервые работал с бирюсинским гранитом, отмечая ценные поделочные качества камня из глубин саянской тайги. В губернском центре синьор Редольфи завёл семью, обосновался прочно и даже после Гражданской войны какое-то время держал мастерскую по изготовлению скульптур и надгробных плит.

Как уже не раз случалось в истории России, этот легион мастеровых из альпийских предгорий с их мягким климатом переплавился в большом плавильном котле под названием «Сибирь».

На снимке: переустройство Транссиба, возведение опор виадука у реки Ситик, 1909 год

Tags: Сибирь
Subscribe

  • ИнфоИго

    (Новые апрельские тезисы) Прозорливый монах Авель, который предсказал с точностью судьбу правящих монархов династии Романовых вплоть до…

  • Триумф в апреле

    (Полемическое) Полёт нашего человека в Космос стал побудительным мотивом к форсированному развитию в стране новой мифологии. Ликуя на весь белый…

  • Вопросы, вопросы...

    (1200-я запись) Один наш тиражный писатель, долгое время творивший «в стол», обозначил некую тенденцию, суть которой в том, что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments

  • ИнфоИго

    (Новые апрельские тезисы) Прозорливый монах Авель, который предсказал с точностью судьбу правящих монархов династии Романовых вплоть до…

  • Триумф в апреле

    (Полемическое) Полёт нашего человека в Космос стал побудительным мотивом к форсированному развитию в стране новой мифологии. Ликуя на весь белый…

  • Вопросы, вопросы...

    (1200-я запись) Один наш тиражный писатель, долгое время творивший «в стол», обозначил некую тенденцию, суть которой в том, что…