Только сегодня узнал: на территории винокуренного заводика под названием «Шушенская марка» в Красноярском крае открыт памятник государю императору Николаю Александровичу.
Трудно представить факт увековечивания русского царя в партийно-советском заповеднике, каким, собственно, и было Шушенское, знаменитая ссылка бывшего помощника присяжного поверенного. Мастера ваяния самого высокого класса (от Томского до Цигаля) как будто состязались в том, чтобы соорудить и в самом посёлке, и на территории мемориального комплекса, сплошь новодела, гранитные статуи лишь одного кумира — Ленина.
Между прочим, дворянина Ульянова государь Николай Александрович, отправляя в Сибирь, окончательному остракизму не подвергал, и тот без проблем охотился здесь, на озере Перово, на зайцев и на вальдшнепов. Вдыхал живительный воздух ленточных боров живописной Минусинской котловины. Шушенское — юг, благодатный край, курортное место, что и подтверждают нынешние здравницы.
Инородца Джугашвили упрятали, как известно, к «белым ночам», в Туруханский край, где зубы сводило от лютой стужи. И кошт господин Ульянов получал немыслимый для обычного политического — восемь целковых в месяц, что позволяло столоваться у местной крестьянки и не испытывать утеснений для желудка.
Чем ответил бывший ссыльный, когда «власть переменилась», мы знаем: в качестве чёрной неблагодарности последовали кровавые события в Екатеринбурге июльской ночью 1918-го.
Может быть, и впрямь в нашем сознании что-то меняется, и мы наконец-то, возвращая долги, сооружаем памятники своим императорам, чьё служение Отечеству и роль в истории так до конца народом и не осмыслена?
Отчего на картине не спешит господин фотограф? Современный живописец точно оставляет этот шанс для нас и ждёт с надеждой, чтобы всё именно так и получилось…
Художник Павел РЫЖЕНКО, триптих «Русский век. Фотография на память»
allday.ru